Мы уже давно понемногу подбирались к проблеме построения квадро-SLI графической системы. Однако все никак не складывалось: материнок под четыре видеокарты в Украине так и не появилось, поэтому в разное время мы пробовали варианты с двуплатными видеокартами GeForce 7900 GX2 и GeForce 7950 GX2. Для системы на видеокартах 7900 GX2 был необходим практически киловаттный блок питания, а для 7950 GX2 очень долго не было драйверов, поддерживающих 4-кратный режим. Вернее, не было драйверов, поддерживающих этот режим официально. Можно было поставить две карточки GeForce 7950 GX2 в режиме SLI, и первая наша попытка сделать это была предпринята еще 27 июня этого года. Все результаты представлены на фото 1. То есть один результат. Из тестов не запустилось ничего, из игр запустилась только Half Life 2 Episode One. Зато эта единственная запустившаяся игра бодро отрапортовала о QUAD SLI и позволила использовать режим 32хАА, что, впрочем, видно на снимке. Прироста в скорости тогда мы, правда, не получили, поэтому систему особо и не тестировали. Сегодня мы знаем, что зря. Но об этом попозже.

Первый частично успешный запуск QUAD SLI в нашей тестовой лаборатории произошел еще в начале лета
Основной "подопытный" в нашем сегодняшнем тестировании – двухчиповая видеокарта от пока малоизвестной у нас, но очень популярной у экстрим-геймеров фирмы XFX. Видеокарта GeForce 7950 GX2 представляет из себя двухэтажную сборку из двух видеокарт, работающих вместе. Но, по заявлению фирмы nVidia, это вовсе не пара SLI в одном конструктиве. Система распознает эту карту как одну двухчиповую, и самое главное – карточке нужен только один PCI-E разъем.

Следует отметить, что протестированные нами экземпляры "XFX GeForce 7950 GX2 M520 1GB DDR3 Extreme Edition" являются несколько разогнанными вариантами референса (частота чипа – 500 МГц, частота памяти – 1,2 ГГц), в частности в нашем варианте частота чипа составляет 520 МГц, а памяти – 1,3 ГГц.
Еще в седьмом номере журнала нашего издательского дома PCWORLD (статья "Соревнование 3D альянсов") наша тестовая отмечала, что эта видеокарта на сегодня является оптимальным выбором для построения топовой игровой системы. Теперь мы можем протестировать две такие карты в режиме SLI.

В новом драйвере QUAD SLI поддерживается официально, называется это "4-кратный режим SLI"
Мы используем тестовую платформу, состоящую из процессора Athlon FX-62 (степпинг 2), материнской платы ASUS M2N32-SLI Deluxe (с обновленным BIOS), винчестером Samsung HD 160JJ 160Gb/7200rpm/8M и памятью Hynix DDR2 PC2-667.
Мониторозависимость
При тестировании самой мощной на сегодня игровой платформы, доступной в Украине, мы, естественно, хотели получить цифры прироста производительности по отношению к системе с одной видеокартой. Однако первый цикл испытаний ничего не дал. В стандартно используемом нами при тестировании разрешении 1024х768 система QUAD SLI если и давала прирост в скорости, то в единицы процентов, которые нас не устраивали. Система явно напрашивалась, чтобы ее погоняли в более высоких разрешениях. У большинства TFT-мониторов максимальное разрешение, увы, лишь 1280х1024, что не на много выше. В результате на тестовом стенде был установлен уже старенький, но по-прежнему профессиональный монитор Samsung SyncMaster 700 IFT. На мелочи мы размениваться не стали и сразу провели тестирование в режиме 2048х1536. И тут все стало на свои места. Но прежде чем рассказать о скоростных достижениях, хочется поделиться впечатлениями от качества картинки в играх.

Настройки тестового монитора
TFT-мониторы сейчас доминируют над всеми другими типами, так будет и в ближайшем обозримом будущем. Однако визуальное впечатление от трубочного CRT-монитора – хотя бы в нашем тесте – все равно на голову выше. Уже при первых запусках тестов качество картинки 2048х1536 на "пожилом" и неярком CRT-мониторе просто завораживало. Правильные цвета, быстрое и четкое изображение и, самое главное, значительно больший динамический диапазон картинки не только улучшают впечатление от игры, эти все факторы позволяют увидеть противника раньше и прицелиться быстрее. В общем, при сетевой игре у игрока с CRT-монитором и QUAD SLI видеосистемой всегда будет значительное преимущество в шутерах и очень значительное – в авиасимуляторах.
TFT-мониторы с поддержкой видеорежимов 2048х1536, конечно, есть, но из-за значительно больших размеров пикселя их размер по диагонали, как правило, стартует с 32 дюймов. Перед собой его не поставишь – глаза разъедутся :). А как телевизором, конечно, им пользоваться можно.
Пользователям TFT-мониторов QUAD SLI позволит выкручивать на максимум значения антиалиасинга, но следует помнить, что он улучшает качество изображения просто за счет "замыливания" выступающих "гребенкой" пикселей (по-научному – создает плавные цветовые переходы на границах объектов). Поэтому очень мелкие объекты, состоящие из нескольких пикселей, вы не увидите в принципе.
Редкий случай удвоения
При тестировании в тестовых пакетах 3DMark параметры качества изображения мы не трогали, изменили только разрешение изображения. Сделали мы это для того, чтобы читатели смогли легко сравнить производительность нашей системы с учетверенной площадью экрана и четырьмя GPU со своей системой.
В игровых тестах все настройки качества максимальные. Результаты тестирования приведены в таблице. В ней мы дополнительно привели результаты одиночной карточки при разрешении 1024х768, а также привели процент прироста производительности QUAD SLI по отношению к одиночной карточке в разрешении 2048х1536.
Результаты тестирования

Вообще в вычислительной технике очень редко бывают случаи, когда удвоение ресурсов приводит к удвоению производительности. Однако, как это произошло в нашем случае, исключения бывают: вторая видеокарта практически удвоила общую 3D-производительность на высоких разрешениях. 3DMark’и очень хорошо восприняли QUAD SLI. Совершенно потрясающий результат показал FEAR – его скорость более чем утроилась при использовании QUAD SLI, хотя до уровня показателей в разрешении 1024х768 система сильно не дотянула. И игре FarCry QUAD SLI и одиночная карточка практически сравнялись при разрешении 1024х768. А вот Quake 4 показал странные результаты. По всей видимости, ресурсов системы для этой игры оказалось недостаточно не в 3D-графике, а в других компонентах.
Редакция выражает благодарность компаниям, оказавшим нам помощь в проведении данного тестирования:
- Компанию TechnoPark (www.technopark.com.ua) за предоставленную материнку ASUS M2N32-SLI Deluxe.
- Компанию "Фолгат" (www.folgat.com) за предоставленный блок питания HIGH POWER HPC-560-A12C.
- Компанию "Юником консалтинг" (www.unikom.com.ua) за предоставленную видеокарту XFX GeForce 7950 GX2 M520 1GB DDR3 Extreme Edition, память Hynix DDR2 PC2-667, а также за помощь в сборе и наладке тестовых ПК.
2006.10.03 Автор: Николай Железняк
Статья взята из журнала "Шпиль" (№10 2006)
|