Разнузданные представители игровой периодики не устают твердить, что
игра по лицензии обычно означает сырой и малоиграбельный продукт. Но
только не в том случае, когда за дело берется Майк Вудрофф, а его
детище базируется на настольной RPG от Chaosiun и знаменитых
произведениях Говарда Филиппса Лавкрафта – вот наш ответ им!
Признаюсь честно, интерпретация творений отца хоррор-литературы еще
в раннем возрасте стала для меня своеобразной мечтой. Как это ни
удивительно, первый уверенный шаг в переосмысливании рассказов
Лавкрафта сделал кинематограф. Расстраивает правда, что достойные
внимания киноленты можно было пересчитать на пальцах одной руки:
навскидку вспоминаются только «Реаниматор» (Re-Animator), «Нечто» (The
Thing), да «Воскрешенный» (The Resurrected). Впрочем, с появлением моды
на создание игр по мотивам известных произведений ситуация стала
понемногу прояснятся. Свет увидел популярную Alone in the Dark, Shadow
of the Cornet, а 2005-й год запомнился консольным релизом
многострадальной Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth. Обладатели
первой Xbox уже ознакомились с проектом Headfirst Production и остались
довольны. В Украине их, разумеется, гораздо меньше, чем владельцев
персональных компьютеров, поэтому мы решили уделить внимание именно
PC-версии игры. Итак, перейдем непосредственно к обзору.
Работа над сценарием в Call of Cthulhu проведена действительно
колоссальная: видно, что авторы отлично знакомы со знаменитыми
произведениями род-айлендского мастера. К слову, завязка игры весьма
прогнозируемая. Джек Уолтерс, наше альтер эго, пытается покончить с
жизнью в психиатрической клинике. После чего действие игры переносится
в 1922 год, когда он только начал свое изнурительное путешествие в
портовый городок Инсмут.
Первое, что бросается в глаза: в игре не существует показателя
здоровья персонажа, равно как и привычного интерфейса. Поначалу это
может встревожить игрока и вызвать у него вполне оправданное
недоумение. Но вскоре осознаешь, что в столь опостылевшем
информационном табло нет необходимости. К примеру, число оставшихся
патронов можно легко узнать из персонального инвентаря, а о физическом
состоянии Джека свидетельствует эдакая кардиограмма. Причем, каждый
раз, когда мы получаем повреждения, изображение насыщается красным
цветом. В критическом же состоянии картинку обволакивают бледно-серые
тона. Пожалуй, одна из самых главных прелестей игры таится в системе
отображения психического статуса героя. Дело в том, что при погружении
в гнетущую атмосферу, Джека посещают галлюцинации, паранойи и паника.
Кроме того, он наглядно испытывает головокружение, теряет координацию и
рискует потерей рассудка. Забавно, кстати, что в Xbox-версии игры
вибрация геймпада имитирует сердцебиение. К сожалению, компьютерные
игроки лишились подобной фишки.
Поскольку в Call of Cthulhu в наличии точечная система повреждений,
то банальное лечение в виде подбора медикаментов отсутствует как класс.
Любую рану (будь то разбитое колено, рассекшая бровь или порез в районе
груди) надобно лечить, причем число перевязочного материала обычно в
недостатке. В противном же случае Джек попросту не сумеет быстро
передвигаться или нормально целиться при стрельбе. Кстати, я полюбил
игру еще больше, когда заполучил в «свои загребущие руки» оружие времен
1920 года: на любой вкус, от привычного револьвера и кольта до
классического Tommy Gun и двустволки.
Графическая начинка вызывает смешанные чувства: с одной стороны –
картинка подобного качества была приемлема году эдак в 2003-м, с другой
– невысокая детализация и незамысловатые текстуры с лихвой
компенсируются отменным дизайном уровней и бестиария. К слову, о
реализации монстров: они здесь просто великолепны, причем именно такими
мы их и представляли, читая тщательное описание тошнотворных созданий
британского литератора. Если же говорить о Инсмуте, то при утлых
локациях и однообразных типажах жителей этот загадочный городок
умудряется погрузить в свою готичную атмосферу любого поклонника
Лавкрафта. Визуальный ряд очень хорошо дополняет звук. Неожиданное
завывание ветра, скрип дверей, рык монстров, лихорадочная озвучка
персонажей – это очень характерно для подобного рода игр.
Не буду спорить, игра начинена потаенным ужасом, но ближе к началу
второй половины ситуация становиться необъяснимой: долгожданный
survival horror начинает буквально выдыхаться перед остальными типами
геймплея – шутером от первого лица и квестом. Как ни странно, элементы
адвентюры реализованы достаточно просто: в перерывах между постоянным
экшеном игроку встречаются несложные задачки вроде поиска цифровой
комбинации к нужному сейфу, расшифровки загадочных манускриптов или
активирование магических дверей. Найти ключ к разгадке головоломок не
составляет особого труда – просто не ленитесь заглядывать в чужие
дневники и прочие записи.
К сожалению, не обошлось и без вопиющих огрехов. К таковым я бы
отнес невероятную сложность игры. Главного героя легко убить –
достаточно двух метких выстрелов. Снарядов зачастую не хватает, а
сложность некоторых эпизодов явно завышена. К примеру, сцену в
воздушных туннелях, когда главного героя пытаются остановить на пути к
храму Гидры два полипообразных монстра, я начинал раз двадцать.
Ежеминутное ментальное усилие подогревает консольная система
сохранений. Примечательно, что подавляющее большинство чек-поинтов
расставлено не самым лучшим образом, поэтому многие неудобные моменты
проходятся на одном дыхании.
Все это способно отпугнуть неискушенного игрока, но, сумев пережить
сравнительно небольшую долю опасных эпизодов, вы в достаточной степени
освоитесь и нащупаете свою модель поведения: перестанете лезть на
рожон, приспособитесь к скрытному прохождению и, во избежание лишнего
шума, примитесь линчевать беснующихся ублюдков исключительно холодным
оружием. Благо, здешний AI, мягко говоря, неадекватен.
Подытоживая, следует сказать, что у Call of Cthulhu: Dark Corners of
the Earth есть как неоспоримые достоинства, так и досадные огрехи. Тем
не менее, игра, несомненно, удалась и заслуженно пополняет ряд весенних
блокбастеров. К сожалению, в марте 2006 года Headfirst Production,
созданная небезызвестным Майком Вудроффом и его сыном Симоном,
прекратила свое существование. Очень жаль.
Оценка 4/5 Идея Кошмарное порождение воображений Говарда Филиппса Лавкрафта Звук Качественный Графика Отличный дизайн и визуализация психического статуса героя сиречь малополигольным архитектурам Игра Очень интересный и оригинальный проект, не лишенный, впрочем, некоторых недостатков